ТОНКАЯ ЭНЕРГЕТИКА ТЕЛА
Владеющий энергией ци живет долго и не болеет. Теряющий ци медленно умирает.
Древняя мудрость Китая
Рассмотрим различные вибрирующие оболочки человеческого тела.
Форма проявляется и актуализируется причинным уровнем бытия. Этот уровень, сам обусловливающий форму, бесформен и универсален, бытие не имеет индивидуализированного существования. Оно является единственным средством реального познания, так как, будучи еще недифференцированным, содержит у себя пурушу и пракрити, чистое сознание – чит, «я», которое по отношению к своему объекту является блаженством (ананда).
Схематически это можно представить следующим образом:
CAT ЧИТ АНАНД. Чистое сознание – чистое мышление -блаженство.
На этом причинном уровне бытия знание достигается интеллектуальной интуицией, как результат просветления, а не Размышления. Буддхи все высвечивает, так как мы здесь еще имеем Дело с неоформленным проявлением бытия.
ТОНКИЕ ТЕЛА
Семь тонких тел человека названы собирательным именем линга шарира.
Астральное тело прямо отражает буддхи, целостное знание причинного тела, которое, однако, принадлежит к более грубому уровню проявленного, уже индивидуализированному сокармой. Эта оболочка находится в контакте с внешними предметами через посредство пяти первоэлементов, которые являются элементарными сущностями или началами пяти чувств человека.
Высшее ментальное тело – царство манаса, человеческого ума с его сомнениями, процессами, с его причудливыми мыслями.
Ум для индусов не является духовной способностью. Он – один из органов чувств и действия, называемых индриями. Всего же насчитывается одиннадцать индрий. Высшие адепты «персонифицируют» эту способность в божествах и в санскритских свитках, записанных на определенных диаграммах или в мандолах.
Индрий имеют двойную природу, являясь одновременно и физическими и психическими. Они соответствуют пяти человеческим чувствам. Эта двойная природа доводит их число до десяти, и если мы прибавим ум, то получим одиннадцать.
Деятельность манаса состоит в различении и исследовании результатов физических ощущений пяти воспринимающих индрий, в управлении пятью индриями сенсорной деятельности, в воображении, запоминании и понимании бытия. Интеллект, манас, является одним из чувств, подобным другим чувствам, которые можно видоизменять и делать послушными.
Более того, поскольку деятельность манаса имеет тонкую природу, она тренируется путем вибрационных аккордов манасического тела – для лучшего его понимания. Согласно индийской философии, ум «принимает форму объекта, который он должен познать», так что, с одной стороны, человек в определенный момент может иметь в мозгу только один образ, с другой – сила памяти и глубина понимания зависят от внимания, уделяемого изучаемому объекту и от большей или меньшей способности вибраций манаса «принимать форму изучаемого объекта».
ПРАНАМАЙЯ СОМА (ТЕЛО ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ СИЛЫ)
Эта оболочка включает в себя десять индрий, образованных из праны, или жизненной энергии. Прана также относится к тонкому
проявлению, но из-за более грубых вибраций ее относят к физическому телу, которое является ее источником, так что многие ясновидящие могут наблюдать человеческую прану в виде окрашенного облака.
Жизненные функции, которые управляют праной, неотделимы от самой жизни. Все так называемые физические явления организма относятся к этой области.
Эзотерические ученые заявляют, что если истинно желаешь продвинуться духовно, нужно работать сознательно, чтобы активизировать тонкое тело. Хотя основные составные части и необузданные энергии существуют в каждом, они должно быть сосредоточены и направлены сознательно. Тело, эмоции и разум должны быть подчинены сознательному воплощению всемогущего тонкого тела, которое тогда может служить в качестве источника силы, знания и трансцендентности. Это один из самых важных секретов восточной традиции.
ФИЗИЧЕСКОЕ ТЕЛО (ЛИНГА ШАРИРА, 1-Е ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА)
Оно является наружной оболочкой и состоит из пяти элементов, или бхут: эфира, или акаши, воздуха, земли, воды и огня. Тело произошло из элементов земли, кровь – из элементов воды, жир, костный мозг и нервы – из элементов огня.
Рассмотрим три состояния, в которых может находиться человек в зависимости от того, в какой из трех оболочек сосредоточено его жизненное начало.
Как правило, тело человека находится в состоянии бодрствования. Человек тогда полностью осознает свое «я», имеет свою индивидуальность. Ум полагает, что один он является верховным началом и что после его исчезновения, после смерти ничего.не остается. Это происходит вследствие глубокого заблуждения.
Выше этого состояния находится состояние сна, когда джива, жизненное начало, уходит в тонкие тела, – такое состояние достигается во время обычного сна. Внешний мир исчезает из сознания. Тонкие тела, форма которых повторяет форму физического тела, переживают при этом состояния, соответствующие условиям тонких Уровней бытия.
Эти уровни проявленного так же богаты и разнообразны, как и физические. Существа, которые обитают в них, реально живут. Уровни содержат также оболочки «мертвых» людей, которые подвергаются тому, что можно назвать «обращение».
После смерти тонкие тела пребывают на тонких уровнях бытия в ожидании возобновления формы физических тел. Это явление называется реинкарнацией, или переселением. Это слово означает: умереть, затем родиться, затем снова умереть, пока не наступит Освобождение. Это также называется состоянием Сверхсознания, или просветленным состоянием.
Различные психические феномены, наиболее необычные или таинственные явления полной чудес и загадок жизни запредельного
мира относятся к этому состоянию, к этому промежуточному миру, когда человек еще сохраняет ограниченное сознание, но которое уже находится за пределами человеческого пространства и времени.
Третье состояние – состояние глубокого сна, в котором человек переживает блаженство. Оно достигается путем отождествления себя с внутренним «я», живым, бессмертным атманом: йога является путем, ведущим к этому состоянию, когда мы освобождаемся от уз физического и тонкого тел, а сознание в этот момент возвращается к неизменному, вечному…
Энергетические центры, или нади, находятся в тонком теле.
Прана является живой связью между физическим телом и тонкими телами. Но это не единственная связь. Бхуты также обладают такими свойствами. Тонкие и физические тела оживляются праной. Все физические существа – люди, животные, божества – существуют только до тех пор, пока в их телах поддерживается прана – естественным путем или искусственно.
Но в человеческом существе прана циркулирует по сети трубчатых каналов, нади, точно таким же образом, как цереброспинальная
жидкость, – которая является не праной, а гораздо более грубой формой той же энергии, – циркулирует внутри позвоночного канала, кровь – по венам и артериям, а лимфа – по лимфатической системе. Поскольку прантеская система приводит тонкие тела человека (и, следовательно его физическое тело) в контакт с космической праной, в человеческом теле существуют центры или выходы, через которые может осуществляться контакт между человеческим микрокосмом всеобъемлющим макрокосмом. Существует также соразмерность праны с движением планет и вращением Земли. Это именно так «регуляция дыхания», которая играет важную роль в тантрической практике.
Итак, следующие элементы осуществляют связь тонких тел с внешним миром:
- пять тамасов, основные элементы пяти чувств;
- пять элементов чувственного восприятия;
- пять чакр, управляющих сенсорной деятельностью;
- ментал.
В сумме это составляет шестнадцать элементов, к которым надо прибавить ощущение «я», производимое менталом. Таким образом, в тонкой оболочке содержится семнадцать элементов. Следовательно, на пять органов чувств воздействуют пять материальных элементов. Преобразованные сигналы передаются в головной мозг, который воспринимает, перерабатывает информацию, сортирует ее и направляет дальше. Часть информации перерабатывается и сохраняется в подсознании. Этот механизм действует и в обратном направлении. Естественно, часто возникают помехи, которые искажают, портят и отвлекают в сторону процесс восприятия и интуиции. В этом состоит игра проявленного, которое в один момент становится «тусклым», а другой – «оживает» соответственно гуне, доминирующей в данный момент.
Помимо материального восприятия, существует непрерывное взаимодействие между космической сферой и человеком. Это взаимодействие осуществляется через «скрытые центры» тонких тел и каналы, которые используются для внутреннего рассеивания энергии. Каналы – тонкие нади или «трубочки», выходят с одной стороны через различные отверстия, более или менее соответствующие естественным отверстиям человеческого тела. Эти нади вплетены в тонкие тела, как нити в сеть. Утверждают, что их тысяча, отсюда и название «тысячелепестковый лотос». Но в этой тонкой оболочке существуют центры, в которых нади оканчиваются и которые являются одновременно как накопителями, так и преобразователями праны. Это центры сознания. Они работают у обыкновенного человека приглушенно, но их можно пробудить определенными позами и концентрацией манаса (ума), направленной на их активизацию.
Путем пробуждения активности этих центров человек приобретает такую власть над тонкими уровнями своего бытия, которой он раньше не имел. Он становится хозяином своих тонких тел, подобно тому, как гимнаст, развивая определенные мышцы, становится хозяином своего физического тела. Йоги, к примеру, приобретают в этом случае такие способности, как видение сквозь время и пространство, левитация, управление физиологическими инстинктами (голод, жажда, сон и т. п.).
Они, таким образом, могут питаться не материальными пищевыми продуктами, а напрямую усваивать их в форме пранической или тонкой энергии.
Пробуждение творческой энергии вызывается тем, что приходит в движение новая энергия человеческого тела – энергия Кундалини,
которая обыкновенно находится в спящем состоянии в нижней части тела, в его нижнем центре. Кундалини – наглядный образ богини Шакти, космической энергии, которую можно пробудить определенными упражнения ми. В индийских писаниях она сравнивается с разворачивающейся и поднимающейся змеей, так как ощущается подобно змее, которая встает внутри большого центрального канала (нади).
Пробуждение Кундалини является исключительно целью йоги. Чистое и свободное проявление этой высшей силы дает человеку возможность полностью реализовать себя в качестве человеческого существа и божества в его материальном теле. Кроме того, происходит внутренняя трансформация существенных свойств Кундалини по мере того, как она постепенно входит в контакт с центрами, которые пробуждает. Появляется сверхсила. Будьте осторожны!
НАДИ (ТОНКИЕ КАНАЛЫ)
Это слово происходит от санскритского корня «над», означающего движение. Оно может переводиться как «трубочка тонкой энергии», или «светоносная артерия». Все они находятся в тонком теле. Их количество варьируется в зависимости от традиции индийской школы, их число всегда символическое.
Бхута-шудхи сутра указывает 72 000 нади, древняя самхита -30 000, Шива саммита – 35 000 и т. д. Их исходная точка – разная в разных школах. Ведисты выводят из сердца, йоги – из нервного центра, расположенного рядом с чакрой или энергетическим центром вблизи Кундалини.
Пранические токи циркулируют в нади согласно очень сложным правилам, подчиняясь движению Солнца и Луны, зависят от времени суток, особенностей состояния каждого человека и от степени собственной «чистоты» нади, тончайших сосудов тела.
Очищение нади – одно из первых важных упражнений йогов. Оно называется шодхана.
Среди четырнадцати главных нади выделяются три, которым уделяют внимание древневедические описания, поскольку они являются основными праническими каналами тела человека. Это -ида, питала и су шумна, причем последняя – главная из них. Именно через сушумну прана прокачивается и выходит через макушку головы.
СУШУМНА (ОСНОВНОЙ КАНАЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА)
Основная нади человеческого организма расположена внутри цереброспинального ствола, меруданды, можно сказать, что она непосредственно прилегает к спинному мозгу. Она начинается в самом иижнем центре тела, муладхаре (в 5 см над анусом и в 5 см за пенисом). Сушумна проходит сквозь другие тонкие центры и оканчивается на последнем из них, аджна-чакре, расположенной между бровями. Эта нади не простая. Она состоит из тонкой материи, в которую входят три силы – три гуны находятся в ней в форме трех концентрических: нади су шумна, чья преобладающая гуна является тамастической; нади ваджра, чья группа раджастическая; и, наконец, нади читрини, чья гуна саттвическая.
В центре читрини находится знаменитая артерия – «королевская дорога», брахманади, которая является «трубопроводом» для пробужденной Кундалини. Затем Кундалини поднимается по вертикальному стволу, входит в череп и подходит к чакре, расположенной между бровями в нижней части лба, ниже тысячеле-пестковой чакры (лотоса). Как правило, она его не касается, но находится от него в непосредственной близости.
Сушумна однородная, длинная, прямая и вертикальная. Она проходит через шесть чакр и, как гласят ведические тексты, «сверкает подобно нитке с драгоценными камнями». По ней идет Кундалини, Божественная энергия, которая являет самую возможность Освобождения».
ИДА И ПИНГАЛА
Две другие нади, ида и пингала, начинаясь, подобно сушумне, в муладхаре, также идут вверх к лобной чакре, но попеременно, змееобразно, меняя направление: они проходят слева направо и наоборот, обходя каждую чакру, а не пересекая ее, подобно сушумне.
В этом усматривается смысл кадуцея – жезла, обвитого одной или двумя змеями, символа врачевания и медицинской профессии, а также многочисленных мотивов на тему змей в магических украшениях. Неоспоримо, например, что торчащий кадуцей в сексуальной зоне на идолах и на козлах во время праздников был условным знаком знания о силе Кундалит.
Ида находится слева. Она тусклая и ассоциируется с луной, женским началом. Питала – справа. Она красная и ассоциируется с солнцем, мужским началом.
В индийском учении этим трем нади даются названия трех главных священных рек Индии: ида – Ганг, питала – Иамина, а сушумна -Сарасвати. Муладхара, или нижняя чакра, – место встречи трех рек.
Две нади изогнуты в форме дуги, начинающей у пятой чакры и оканчивающейся в месте их соединения в аджна чакре, или Лобной чакре. Там они в последний раз встречаются с чакрой сушумны и пересекают ее, образуя «тройной узел». От этой точки две нади снова расходятся, и одна, отходящая слева, проходит в левую ноздрю, а другая, отходящая справа, – в правую ноздрю.
Две «айн являются средоточием положительной и отрицательной деятельности, разрушительной и созидательной, в соответствии с великими космическими законами.
Восточные адепты считают, что эти нади являются по существу своему тонко артериальными и абсолютно невидимыми для глаз нашего физического тела. Существует большое количество других, менее важных нади, которые, однако, не представляют интереса.