ОСНОВЫ УЧЕНИЯ ЙОГИ
Подобно буддизму, который является только одной из форм йоги, индуистское учение утверждает, что страдание порождается в первую очередь желанием. Желание вещей мира сего является наиболее опасным противником, смертельным врагом человека.
Но единственной причиной, почему мы желаем «вещей мира сего», является наше невежество. Мы не знаем настоящей природы самого сокровенного существа и взаимоотношений между вещами и нами. Таким образом, мы извращаем эти отношения из-за своего невежества, как об этом говорит азиатское учение, «страданиям невежественного человека не будет конца»; и мы должны знать: единственным средством от таких страданий является мудрость – джанна. Это единственный возможный проводник через океан мира. Состояние блаженства, Освобождения, нирваны, в котором нет ни смерти, ни рождения, должно быть достигнуто знанием, и только знанием.
Но каким знанием? Не интеллектуально приобретенной мудростью, теоретической, книжной наукой, не просто быстротой восприятия, но глубоким инстинктивным знанием, пережитым человеческим «я», находящимся внутри каждого человека. Можно править всем миром, но не знать покоя, если не знаешь своего глубочайшего «я».
Проследим бегло картину мироздания (макрокосма) и человека в нем (микрокосма), чтобы понять технические основы йоги.
Основным положением йоги является существование Верховного начала, брахмы, невообразимого, непознаваемого, нерожденного. Его деятельность проявляется в двух аспектах:
- положительном, мужском, как пуруша, сущность всех вещей, вечный, вездесущий Творец;
- отрицательном, женском, как пракрити, всеобщее податливое начало, Матерь, Изида, вечная Дева, первоначальная недифференцированная субстанция, корень без оформившегося корневища, то, что находится под всем, что поддерживает или несет на себе все проявленное.
В женском начале действует три силы – гуны:
- восходящая сила – саттва, направленная на совершенствование добродетели. Она проявляется в человеке, когда его индивидуальность выражается в виде доброты;
- нисходящая сила – тамас, проявляющаяся как тьма, инерция, зло, лень;
- открытая активная сила – раджас, проявляющаяся как деятельность, побуждение желания.
Эти три гуны существуют в различном соотношении в каждом человеческом существе. Их влияние проявляется различным образом, и они по-разному открываются умом. Так, человек сатгвического типа фиксирует свое внимание на одном-единственном аспекте вещей, одном результате, на обладании отдельным качеством. Раджастический тип имеет внутренне присущую ему гордость и желание управлять везде. Человек тамастического типа ищет праздного покоя, он настроен пессимистически и находит удовлетворение в мыслях о своем невежестве, страдании и духовной несостоятельности. Йога направлена на освобождение от этих трех сил.
Испытав внутреннее воздействие пуруши, пракрити окружает или охватывает его, как проявление творческой Божественной воли или известное в Индии как атман, неуничтожимое начало жизни, Божественный Дух, как бы органическое присутствие Божественного в человеческом существе.
Образование разнообразных вибрирующих волн в первоначальной субстанции порождает различные уровни проявленного. Но это все та же субстанция; она только вибрирует по-разному и распадается на элементы, которые прогрессивно становятся все тяжелее и тяжелее, пока мы не достигнем элементом нашего вещества.
Человеческое существо, которое наверху находится в прямом контакте с Божеством, внизу стоит ногами на самой «тяжелой» форме проявленного. Такова целостность существа.
Эти различные виды «вещества», или, вернее, уровни вибраций, формируют разнообразные оболочки, каждая из них имеет свою особенность, свои отличительные признаки, свои свойства.
Божественное присутствие (пуруша) в человеческом существе остается и должно оставаться неподвижным и постоянным. Пуруша не уничтожим, так как он составляет часть Божественной субстанции и является прямым ее проявлением.
В индийской традиции сущностное «я» называется параматман, когда рассматривается с человеческой точки зрения, или брахма, когда рассматривается с космической точки зрения. Брахма нейтрален, непознаваем, недвойствен, неизменен. Он не может быть определен или воспринят человеческим духом. Это – великая тайна бытия.
Нейтральный брахма может быть познан только через его проявления, его активную и пассивную, мужскую и женскую поляризации, которые называют пуруша и пракрити. Под влиянием пуруши, сущности, находятся начала всех вещей, пракрити развивается, производит существа, размножается. Процесс подобен соответствующему процессу на уровне человека, и та же самая иерархия, которая управляет космическим «существом», управляет человеческими существами.
Живая душа, проявление брахмы в человеке, называется дживатман. В Индии бытует притча о Солнце, которое своими лучами, буддхи, создает свое отражение в воде. Это отражение, реальное для людей и нереальное для брахмы, есть дживатман. Это – проявление «я» в жизни, проявление, преходящее и зависящее от брахмы, подобно всем вещам, которые отражают «я» и соответствуют уровням его проявления.
Божественная формообразующая энергия, пуруша, всегда присутствует в человеческом, существе, но сознание человека не воспринимает ее, пока оно не освобождено от воздействия пракрити, которая создает неизбежную иллюзию (майю) отдельности и индивидуальности.
Тантристы называют это женское, пассивное начало шакти и считают, что оно одновременно участвует в процессе творения и вместе с тем создает препятствие для возвращения к Богу. Это -сознание бытия, сознание в одно и то же время динамическое и статическое. Шакти непременно динамична, имеет тенденцию созидать, совершать, завершать, и эта тенденция определяется скрытым внутри нее пурушей. Она в то же время и непременно статична, так как имеет вид заученности, ослепленности и устойчивости, что является свойством самой ее природы. Эти различные космические и человеческие силы, как мы уже упоминали, называются гулами, которых три: саттва гуна, которая пробуждает сознание и осуществляет творческий процесс; тамас гуна, которая скрывает, вуалирует сознание и является пассивным началом всех вещей; и, наконец, раджа гуна, которая смягчает крайности обеих тенденций.
Различаются также три оболочки в теле человека: причинное тело (караншарира, или парашарира, как называют его тантристы); тонкое тело (суксохмашарира) и физическое, или материальное тело (стхулашарира). Эти оболочки, которые заключает в себе Божественный элемент, атман, происходят вследствие преобразования пракрити содействием изнутри со стороны неразрушимого пуруши.
Тантристы, символически обозначив женственные силы, заключающие в себе и творящие все существо, окружающие пуруши, шакти, проникли в глубоко лежащую живую основу человека, которая проявляется во всех традициях, будь то великая Изида египтян, азиатская Конан Ин, друидская Черная Дева и христианская Дева-Мать.
Божественное присутствие, атман, проявляется в человеке как проблеск, который называется буддхи, начало высшего интеллекта, никогда не индивидуализированного и который выше, чем сознание «я».
Этот проблеск атмана освещает все нижележащие центры индивида. Буддхи является фактически высочайшим началом проявленной человеческой природы. Она соединяет в человеческом существе личность (атман) и его отражение (дживатман). Ниже буддхи начинаются оформленные, индивидуализированные уровни бытия, высшим из которых является ахамкара – чувство индивидуальности.
Оно создается под воздействием внешнего мира на внутренний мир человека. На этом уровне проявления имеется достаточно
индивидуализированных составных частей, на которые можно воздействовать. Это проявление потом наполняется многими
элементами, которые образуют многочисленные оболочки человеческого существа.