МАНДАЛА КАК ТЕХНИКА СОЗДАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ЭНЕРГИИ ЧЕЛОВЕКА
На санскрите «мандола» означает «круг» и «центр». Традиционно ее обозначают кругом – символом космоса в его бесконечности, и квадратом – символом земли или мира, созданного человеком.
В Ицзин, одном из наиболее древних текстов, этот ее символизм
соответствует ян – мужскому началу, инициативе, небесному принципу, и инь – женскому началу, восприимчивости, принципу земли.
В Тибете мандола достигла своего наиболее полного развития и как форма искусства, и как ритуал медитации. Центр, место пребывания Божественного расположен внутри квадрата – дворца внутреннего бытия, вписанного в одну или несколько окружностей, каждая из которых символизирует различные уровни сознания внутри человека, а также энергию, которая объединяет и исцеляет.
Главное свойство, которое определяет наше сознание – это контраст. Два основных элемента – инь и ян – находятся в постоянном контрасте, только вместе они существуют и только вместе образуют единую форму, обозначенную кольцом, их окружающим.
Мы живем в океане противоположностей: жизнь и смерть, мужчина и женщина, сила и слабость, высокое и низкое, счастье и несчастье, черное и белое. Не только наше сознание, но и наш язык, а также современные социальные структуры опираются на эти пары изначальных противоположностей. Их общая основа – центральная точка, так что все, что вы познаете из опыта – это только постоянное соревнование, борьба и война. О человеке, не имеющем основания в центре, можно сказать, что, если у него не было врага, он должен был бы его создать.
Центр и его полюса – вот ключи к пониманию языка мандалы, ведь именно мандола может сломать основы внутреннего рабства человека и его конфликтов, приводя к пониманию, дающему возможность гармонизировать противоположности.
Мандола неизбежно ведет того, кто ею пользуется, к открытию и использованию источника своей внутренней энергии. Принцип мандалы заключен не во внешней форме, которая является специфической для каждой ситуации, а в центре, источнике, из которого вытекает энергия, образующая форму.
Космические перемены – солнцестояния, затмения, изменения положения земной оси, циклов Луны, звезд и планет оказывают воздействие на состояние организма. Часто в древних обществах, чтобы эти перемены учесть и соединить сознательную человеческую активность с законами природы, использовали ритуал. Существует множество форм ритуалов, которые специально используют наглядность или устройство мандалы: мандалы для медитации, исцеления, инициации полового созревания, рождения, перехода в смерть, защищающие от зла и болезней, приносящие мир, для молитвы, для изменения природы.
Современный человек оторвался от источника, от центра, задача настоящего времени – использовать ритуал мандалы в качестве инструмента для поиска и открытия этого центра, который позволит человеку соединиться с космическими силами и их первоисточником.
Основные принципы ритуала с использованием мандалы, Которым пользуются в Тибете:
ОЧИЩЕНИЕ
Если человеческий организм сравнить с высокочувствительной, настаиваемой и воспринимающей системой, очищение можно представить как устранение в основных органах шумов, мешающих приему сигнала. Это означает полное очищение тела: неупотребление токсинов, в некоторых случаях твердой пищи или, в какой-то период, даже жидкости. Очищение дает, во-первых, знание о теле и о том, что мы называем нашими потребностями, и, во-вторых, по мере того как сознание перестает быть привязанным к потребностям тела, позволяет подвести возможности к более отчетливому контакту с духовными силами.
Очищение имеет, кроме того, эффект стимуляции чувств, с тем чтобы повысить их чувствительность во время проведения ритуала. Существует 72 вида очищения души и тела. (См. книги В. Востокова.)
КОНЦЕНТРАЦИЯ
Сосредоточенность в центре тесно примыкает к процессу очищения ума и тела. Это концентрация рассеивающихся зрений, фокусирование их на одной центральной точке.
Любая активность, ведущая к такому результату, становится способом концентрации, особенно это касается ручной работы: резьбы по дереву, нанизыванию бус, вязанию и рисованию. Пальцы вязальщика, руки мастера движимы тихой точкой изнутри, и конечная работа – это только проявляющаяся форма энергий, исходящих из этой тихой точки в разум, глаза и пальцы мастера.
Для того чтобы сконцентрироваться, нужно сесть на стул или ъ позу лотоса в тихом месте в комнате или на природе. Процесс концентрации – это постепенное отстранение от всех тревог и привязанностей, стремление сфокусировать свое сознание и удерживать его в устойчивом состоянии. Этому могут способствовать специальные рисунки. Сосредоточение на них можно сочетать с повторением про себя мантр.
Для зрительной концентрации могут служить либо простые образы, такие, как воображаемые солнце, цветы, представляемые внутренним взором, или более сложные, более серьезные изображения – янтры.
Такие упражнения могут привести разум в состояние, напоминающее транс – неопределенность, безмятежность, блаженство.
Основная цель концентрации – это перевести разум в естественное состояние, состояние «недеяния» – без форм и определений -активизировать его после периода, называемого медитацией.
ОРИЕНТАЦИЯ
Ориентация предполагает наличие центра. Чтобы наблюдать восход солнца, необходима точка в сознании, которая сама бы определялась восходящим солнцем. От этой точки затем устанавливаются остальные кардинальные точки – восток, юг, запад, север.
Пространством мандолы может быть земля, бумага, холст – то есть область, в пределах которой и через которую возможны преданность и посвящение.
Ориентацию можно выполнить с помощью танца. В ритмическом ритуале освящается Божественный круг – основа мандалы: посвященный находится у цейтра, и его начинают поглощать истекающие силы. Тантрические ритуалы могут привлечь учителя -гуру. Участниками церемонии могут быть целитель и пациент.
Роль у целителя и гуру одна и та же – исцелять и вести к целостности.
Существуют ритуалы, проходящие в виде непрерывного монотонного песнопения, похожего на тибетское ритуальное пение мантр с использованием колоколов и гонгов.
Так как в церемониях ориентации важным фактором является использование очищенного тела и всех его органов чувств, то обоняние стимулируется курением благовоний, которые готовятся из трав и настоев. Осязание и двигательная активность стимулируются танцем.
Через активизацию органов чувств достигается гармония внутренних психических центров и чакр вследствие их полного резонанса.
СОЗДАНИЕ
Практика создания мандол может иметь разные формы, их может быть сколько угодно – все зависит от ситуации. Отчетливо прослеживаются два основных типа: мандола – твердыня космоса и мандола превращения демонических сил.
Первая связана с претворением живого космического процесса. В тибетской мандоле этот процесс часто изображается как роскошный Дворец или крепость внушительных размеров с мощными средствами обороны. Мандола эта отражает не только космическую схему, но и Небесный дворец. Такие мандалы – это обители Бога.
Мандола превращения демонических сил требует признанш существования разрушающих, или демонических, сил внутри человека Задача в том, чтобы не уничтожить эти силы, а понять их и преобразить.
Иллюстрацией этого типа мандолы служит песчаный рисунок «Убийца чужих богов».
Святой воин – это проекция победителя демонических существ, которые – не что иное, как он сам. Воин окружен фигурами четырем орлов, которые помогают, защищают и стоят на четырех частях Охраняющей радуги – символе чистоты, изобилия и непрерывного счастья Орлы также являются существами, представляющими опасность.
Через самопознание и реализацию отрицательные демонические силы становятся подвластными сознательному использованию
служат творческим силам.
Простота формы и символов этого рисунка не затмевает основных мысль о превращении разрушительной энергии через уравновешивание противоположностей и может оказаться более приемлемой для практического использования современным человеком.
ПОГЛОЩЕНИЕ
Поглощение включает в себя интенсивную концентрацию на медитацию над завершенной мандолой, при которой содержимом
проникает в тело и разум зрителя и соединяется с ними. В результате происходит поглощение зрителя космическими силами. В процессе
своего создания эти силы были спроектированы наружу из хаос бессознательного; в процессе поглощения они возвращаются обратно
Изначальным в создании было относительное состояние хаоса; после поглощения присутствует новое чувство, состояние порядка. Сознание становится более отчетливым и расширяющимся.
Поглощение может означать соединение космоса с организмом.
Центральную точку можно отождествить с сердцем. Солнечными трон центра можно представлять как разум; дворцы и пути, ведущие
к центру, – как различные органы и части тела и их функции: дыхание, кровообращение и т. д.
Направления могут означать фазы жизни или основные составляющие физического организма: кровь (вода), кости (земля),
дыхание (воздух), тепло тела (огонь).
Каким бы образом ни устанавливалось соединение, важно понять, что составляющие мандолы являются проекциями нашей сознательной жизни.
РАЗРУШЕНИЕ
Процесс, следующий за поглощением – разрушение мандолы, -имеет второстепенное значение. Главным будет непривязанность к выполняемой работе. Большинство мандол, нарисованных на холсте, сукне или бумаге, не уничтожаются, а вывешиваются в храмах или где-то еще для создания «божественной обстановки.
Песчаные рисунки откроются и возвращаются в то состояние, из которого проявились, подобно тому как человеческое тело после смерти разрушается и возвращается на уровень составляющих его элементов. При этом происходит освобождение духа.
Если работа не разрушается физически, то она становится объектом медитации или «воспоминания». Ее цель – ежедневным напоминанием сконцентрировать разум на его природе, происхождении, судьбе.
ВОССОЕДИНЕНИЕ
Воссоединение заложено в самом действии проектирования и создания мандолы. Оно лечит и заново собирает целое через восстановление правильной связи с Источником.
Любое психологическое беспокойство, которое могло присутствовать в период, предшествующий созданию мандалы, проходит и преобразуется так, что организм оказывается способным воспринимать себя как непрерывный поток энергий. Нет больше отчетливого разделения между внутренним и внешним мирами.
Быть здоровым, способным к обновлению, идти путем Красоты -вот критерий целостности.
Путь Красоты подобен птице, одно крыло которой символизирует сознательный мыслительный процесс, а другое – духовный, включая и бессознательные представления.
Ритуал мандалы – средство, с помощью которого оба крыла могут быть скоординированы и использованы так, чтобы птица могла летать – единая и свободная.
КОСМИЧЕСКИЙ ГОСТЬ
Все мы гости на планете Земля.
Человек не помнит своего происхождения, об этом напоминают только сны и видения. До тех пор пока человек не войдет в сознательные пределы информационного источника, его действия будут напоминать действия слепого, блуждающего во тьме, и независимо от того, попадет ли он в цель или нет, его деяния будут давать повод для непрерывных сомнений.
Ритуал мандолы является средством, с помощью которого люди могут вернуть себе ощущение источника, обновляющего жизнь. Есть
и хаос, и порядок, и оба одновременно существуют друг в друге Видеть в одном отражение другого – это только трюк сознания.
только видение целостности исцеляет и обновляет.
Привести в действие, исполнить мандолу – это значит оставить мир фрагментов и отчуждения и проникнуть в состояние бытия» знания и действия. Все новое приходит в форме интуиции; направляя его к источнику целостного восприятия, ритуал мандолы может дать человеку знание, необходимое для того, чтобы сделать следующий эволюционный шаг.
ОБЩЕНИЕ С КОСМОСОМ
Сядьте в удобную позу, медленно сделайте несколько глубоких вдохов. Установите внутри себя координаты – спереди, сзади, слева, справа, сверху и снизу. Попытайтесь их почувствовать в радиусе, полутора метров от вашего тела. Ощутите, если сможете, точки вашего тела, с которыми эти направления соприкасаются, и место, где все они встречаются в вашем теле.
Затем попытайтесь внутренним взором в месте пересечения направлений увидеть круг. Он может быть в виде кольца или сплошным. Удерживайте этот образ. Если приходят посторонние мысли, спросите: «К кому приходят эти мысли?» И если ответом будет: «Мне», то спросите: «Кто я?» Дайте приходящим мыслям утихнуть, подобно волнам в море.
По мере того как ваш разум успокаивается и освобождается от мыслей, согласуйте образ круга с ритмом вашего дыхания и сердцебиения. Образ начнет медленно пульсировать в ритме дыхания; и сердца. Затем позвольте кругу медленно расти и распространяться, захватывая голову, горло, область сердца.
Продолжая пульсировать, он становится сферой, постепенное
наполняющейся светом.
Если вы сбились, если приходящие мысли прерывают pacпространение круга, продолжайте спрашивать: «Кто я? К кому эти мысли приходят?»
Дайте приходящим мыслям уйти, позвольте разуму добиться большей ясности. Тем самым центр ваших мыслей исчезнет, поднимаем и освобождая вас, пока не останется чистое сознание в разноцветных лучах радуги.
Сфера растет без усилий, все больше охватывая тело и становясь все более отчетливой. Медленно заполняется светом область солнечного сплетения, нижней части живота, рук, ног, заполняется светом все тело и пространство около него. Но движение при этом не останавливается, сфера достигает координат, которые вы установили вначале, связав ваше тело с пространством вокруг вас. Вы теперь чисты и невесомы – точка Великого Настоящего, где нет ничего, о чем можно было бы размышлять, здесь нет мыслей, нет возможности ухватить переживание настоящего момента.
Затем сфера начинает медленно сокращаться в направлении своего источника, уменьшаясь в размерах, превращаясь в центр в вашем внутреннем взоре. Но вас не оставляет приятное чувство от света, которым наполнилось ваше тело и пространство вокруг вас, как бы окружая вас огромным шаром.
Каждый из нас – это существо, состоящее из энергии и света. Каждый из нас – центр чистого самосознания.
Теперь медленно вдохните и откройте глаза, помня, что чистое и светлое поле силы осталось с вами.
С этим ощущением свежести и чистоты вашего сознания сделайте простой рисунок мандолы, вашего собственного космического проявления.
Думайте о том, что вы делаете, рисуйте все, что вы хотите, отдавая себе полный отчет в том, что происходит. Можете использовать любые материалы и инструменты: акварель, простой карандаш или цветные, линейку, циркуль. Делайте и рисуйте то, что точнее всего будет передавать ваши переживания.
МАИ ДАЛ А ДЛЯ ДВОИХ
Задача индивидуальных мандол – создать чувство гармонии внутри, чтобы человек мог раскрыться с ясностью, состраданием и радостью, на практике постигая, что он только часть боли и часть радости мира. Цель групповой мандолы – достигнуть этого совместной работой отдельных личностей, действующих как единое целое.
Мандола для двоих заключает в себе уникальные возможности и Для мужчины, и для женщины. Взаимоотношения мужчины и Женщины обычно заключают в себе противоречия и полнейшее непонимание природы пола и человека. Раз существует война полов, значит, утрачено основное понимание, связанное с сущностным единством вещей.
Простая мандола, вовлекающая в работу двух людей противоположного пола, может быть наиболее плодотворной в объяснении этого вопроса. Посмотрите, могут ли двое жить в единой гармонии. Особое внимание должно быть обращено на содержание этого процесса – кто что инициирует, кто что делает и каким способом, должен ли один все планировать, а другой все осуществлять? Какие типы красок и форм каждый должен использовать, и должны ли они пытаться гармонизировать эти формы и цвета?
Гармонизация не означает потерю личной уникальности -женщины остаются женщинами, а мужчины мужчинами, я есть я, ты есть ты. Правильнее сказать, что процесс гармонизации приносит совместно самоуглубление индивидуальностей, независимоработающих вместе над созданием нового органического целого.
С помощью этого упражнения пара может прийти к оценке и лучшему пониманию глубочайшего значения образов Яб-юм, которые характерны для тантрических мандал и ритуалов преданности. Яб-юм, что означает «отец мой», представляет собой акт сексуального соединения как символ единства, божественного воссоединения. Это союз мудрости и мастерства, означающий соединение сердца и разума.
Эта мандола интересна для обоих полов, так как никто не является до конца мужчиной или женщиной, а является сочетанием двоих.
Божественный Андрогин – это существо, которое было способней реализовать в себе оба пола. Его можно также рассматривать каш символический образ единства мужских и женских элементов в паре.
Единство полов – двух крайних качеств, наиболее сильно проявленных в человеческом мире, является исходной точкой всея
групповых мандал.
Сама мандола не может создавать пары, семьи или группы, нем она может помочь объединить, укрепить то, что уже возникло.