Знаете ли вы, что созданием многих знаменитых произведений искусства 19-го века мы обязаны… куртизанкам. Да-да, именно без них, женщин полусвета, не было бы романа Александра Дюма «Дама с камелиями», который в свою очередь послужил основой для знаменитой оперы Джузеппе Верди «Травиата». Не было бы знаменитой «Нана» Эдуарда Мане. Ни потрясающих стихов Бодлера. Ни некоторых романов Оноре де Бальзака и Эмиля Золя…
Кто же они, эти удивительные женщины, вдохновлявшие на творчество знаменитых писателей, поэтов, композиторов, художников?.. Почему стать куртизанкой считалось падением для женщины из высшего общества и вершиной, для вышедших из низов?
Можно ли сказать, что «куртизанка» это просто красивое название для обозначения древнейшей женской профессии?
Мода на распущенность?
Моду на куртизанок ввёл во Франции Наполеон III, который был известен своей любвеобильностью к дамам и девицам из всех слоёв населения, большим количеством незаконнорожденных детей и отсутствием какой-либо морали в отношениях с женщинами. Сексуальная свобода, а точнее распущенность, которая воцарилась в годы его правления, задала общий тон во всём государстве. Да и какого трепетного отношения к женщине можно ожидать от человека, сравнивающего её с послеобеденной сигарой?
Как известно, «бытиё определяет сознание», а «спрос диктует предложение». Поэтому неудивительно, что именно в этот период появляется множество женщин, не утруждающих себя терзаниями о высокой морали. Такие дамы полусвета быстро нашли и заняли свою нишу – между верной женой и профессиональной проституткой. Само выражение «полусвет» ввёл в обиход и дал ему определение Дюма-сын: «Он (полусвет) начинается там, где заканчивается законная супруга, и заканчивается там, где законная супруга начинается»… «он отделен от порядочных женщин публичным скандалом, а от куртизанок – деньгами».
Ремесло или образ жизни?
Что же могло привести женщину на непростую стезю куртизанки? Ответ не оригинальный: желание разбогатеть и (или) обрести титул. Увы, но женщине того времени, не имеющей денег, связей и титула невозможно было достигнуть в обществе каких-либо высот и приобрести материальное благополучие. Но зато теперь стало возможным выгодно продать свою красоту, молодость и живой ум. Некоторым это удавалось настолько успешно, что их дворцы, наряды и бриллианты затмевали своей красотой и роскошью всё виденное доселе Парижем. Удивительные истории о взлёте, популярности и богатстве куртизанок распространились настолько широко, что редкая смазливая продавщица или юная модистка не заводила пожилого богатого любовника.
Зачастую «по совместительству» куртизанка обладала второй профессией –актрисы, певицы, танцовщицы, а порой обладала и писательским даром. Некоторые из них были достаточно талантливы, имели хорошие манеры, острый ум, вкус и лёгкий характер. Именно из них выходили чаще всего самые успешные, получившие название «львиц». Под очарование таких неповторимых самобытных женщин попадали не только искатели приключений, но и представители высшей знати, владельцы огромных состояний, даже особы королевских кровей. И конечно же люди искусства. Шарль Бодлер, Теофил Готье, Гюстав Доре, Александр Дюма-младшеий, Жорж Клемансо, Ричард Вагнер, Гектор Берлиоз, Эмиль Золя, Эрнест Мессонье, Ференц Лист… Кто только не восхищался этими жрицами любви!
Мораль «честных куртизанок».
Надо заметить, что куртизанки обладали своей особой моралью. По словам современников, они вовсе не были продажными существами, а потому, несмотря на любовь к роскоши и красивой жизни, часто любили искренне и преданно. Правда, наличие большой любви не мешало им в это же время продолжать свои отношения с теми мужчинами, которые и давали им средства для поддержания той упоительно-сладкой жизни, ради которой они и ступили на свой путь.
Интересными с точки зрения морали являются и такой факт: во время франко-прусской войны многие из них старались помочь французской армии. Для этого они устраивали благотворительные вечера и лотереи, жертвовали большие суммы на нужды армии. Некоторые, отдавали свои роскошные особняки под госпитали.
Аполлония Сабатье, Тереза Ла Пайва, Кора Перл, Берта де Курьер, Мари Дюплесси, Лола Монтес… Об этих и других великих жрицах любви в следующих статьях.
Эдуард Мане – Нана, 1877 г.
Автор: Жоржетта Карамба